"Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімі Көкшетау қаласының № 19 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа № 19 города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области"

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Игры и упражнения, развивающие

Игры и упражнения, развивающие

навыки фонематического слуха и восприятия.

Рекомендации педагогам и  родителям.

 

Учитель-логопед: Федотова В. Ф.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребенка.

 

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия младшие школьники  намного лучше воспринимают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный в середине

 слова? Именно фонематическое восприятие помогает безошибочно ответить на эти вопросы.

Предлагаемые ниже игры и упражнения помогут развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа.

Назови первый звук в слове.

Предложить ребенку определить, с какого звука начинается его имя. Затем задание определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).

Назови последний звук в слове.

Показать картинку или предмет назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р).

Упражнение «Различаем похожие звуки»

Задание определить звук В или Ф

Называем слова, просим ребенка назвать какой звук слышит в слове 

флаг, фартук, волк, фазан, фор­ма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмот­реть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф],аналогично проводиться с другими звонкими , глухими согласными

Упражнение «Назови все звуки по порядку».

Назвать картинку или предмет , произнести по порядку все звуки слова

Упражнение «Назови гласные».

Педагог или родитель  предлагает послушать слова и назвать только гласные.

Очень интересна детям такая игра как  «Живые буквы».

Цель: закреплять навыки звукобу­квенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.

Учитель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог по­казывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, что­бы получилось ее название.

 «Раздели на слоги»

Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Для игры можно использовать слова из окружения- мебель, посуда, продукты, овощи и т.

Игра с мячом «Поймай и сосчитай».

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребе­нок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и назы­вает количество слогов в нем.

Какой звук есть во всех словах?

 

Произнести три-четыре слова, попросить определить общий звук в словах жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Важно следить, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.


Текст