навыки фонематического слуха и восприятия.
Рекомендации педагогам и родителям.
Учитель-логопед: Федотова В. Ф.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребенка.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия младшие школьники намного лучше воспринимают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный в середине
слова? Именно фонематическое восприятие помогает безошибочно ответить на эти вопросы.
Предлагаемые ниже игры и упражнения помогут развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа.
Назови первый звук в слове.
Предложить ребенку определить, с какого звука начинается его имя. Затем задание определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).
Назови последний звук в слове.
Показать картинку или предмет назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р).
Упражнение «Различаем похожие звуки»
Задание определить звук В или Ф
Называем слова, просим ребенка назвать какой звук слышит в слове
флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф],аналогично проводиться с другими звонкими , глухими согласными
Упражнение «Назови все звуки по порядку».
Назвать картинку или предмет , произнести по порядку все звуки слова
Упражнение «Назови гласные».
Педагог или родитель предлагает послушать слова и назвать только гласные.
Очень интересна детям такая игра как «Живые буквы».
Цель: закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.
Учитель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.
«Раздели на слоги»
Цель: развивать навык слогового анализа слов.
Для игры можно использовать слова из окружения- мебель, посуда, продукты, овощи и т.
Игра с мячом «Поймай и сосчитай».
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.
Какой звук есть во всех словах?
Произнести три-четыре слова, попросить определить общий звук в словах жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Важно следить, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.